Мотошкола Мастер. Вопрос-ответ

На Ваши вопросы отвечает главный инструктор мотошколы "Мастер" Андрей Кузьмин.

Нажмите на вопрос и вы увидите ответ на него. Если у вас есть собственный вопрос, мотошкола Мастер с удовольствием ответит на него, отправьте его через форму обратной связи

- Есть ли какое-то отличие в обучении на обычном мотоцикле и на «тяжелом»?
- Первый мотоцикл, с которого мы начинаем обучение вождению в нашей мотошколе – это мотоцикл модели YBR 125 (Идеальный вариант для начинающих. Объем двигателя: 124 куб. см. Максимальная скорость: ~110 км/ч. Система трансмиссии: 5-ступенчатая с постоянным зацеплением. Емкость топливного бака: 12 литров. Размеры: 1,980 м* 745 мм* 1,050 мм. Сухая масса: 106 кг. ). Отличия по посадке на спортбайке, «классике» или «чоппере», конечно, существуют. Эти нюансы мы всегда проговариваем и объясняем нашим ученикам. Но изначальная базовая подготовка все равно одна, общая для любого типа мотоцикла.

- Существует ли у Вас такое направление как «детская мотошкола»? Если существует, то расскажите, пожалуйста, требуется ли какая-то изначальная подготовка ребенку и существуют ли какие-либо возрастные ограничения, т.е. со скольки лет вы можете начинать обучение ребенка езде на детском мотоцикле?
- Обучение детей езде на мотоцикле мы начинаем с 5 лет. Необходимое требование к ребенку – это хороший и адекватный уровень владения двухколесным велосипедом с ручными тормозами. Само обучение происходит в игровой форме. Не все время тренировки ребенок будет проводить на мотоцикле, инструктор будет осуществлять во время занятий и общефизическую подготовку ребенка и развитие его координационных навыков. Сегодня существует такая тенденция, заключающаяся в том, что родители не хотят, чтобы их дети в раннем возрасте и даже по достижению совершеннолетия садились на мотоцикл. Наша же философия состоит в том, что чем раньше ребенок научится владеть техникой вождения мотоцикла, тем больше пользы ему уже во взрослом возрасте это принесет потому, что, когда он уже начнет вождение мотоцикла, у него будет выработано определенное понимание и в плане техники, и в плане безопасного поведения на дорогах. Всему этому мы обучаем. Но далеко не факт, что после нашего обучения о достижении определенного возраста ребенок станет «уличным гонщиком». Многих детей настолько увлекает обучение езде на мотоцикле, что со временем они уходят в мотоспорт, и развиваются профессионально уже в этом направлении.

- Занимаетесь ли вы обучением езде на квадроциклах?
- Нет, мы не занимаемся обучением езде на квадроцикле. Существуют и трехколесные мотоциклы, и четырехколесные мотоциклы и многие другие их виды. Нельзя охватить всё. Мы специализируемся только на двухколесном мотоспорте.

- Обучаете ли вы в вашей мотошколе девушек? Если «да», то существуют ли какие-то нюансы в обучении?
- Да, в нашей мотошколе мы ведем обучение девушек езде на мотоцикле. Сейчас мы даже планируем сделать специальный мотоцикл для девушек небольшого роста, т.е. под них специально будет сделана «геометрия», уменьшена высота, обнижены сидение и руль. По специфике обучения… Знаете, даже сложно что-то выделить. Кому-то может показаться странным, но с обучением девушек за всю мою инструкторскую практику не возникало каких-то проблем. Здесь следует пояснить, что принципиального различия в обучении мужчин и женщин в мотошколе – не существует. При этом многие девушки обучаются даже быстрее, чем мужчины, в силу усидчивости, внимательности, лучшего умения слушать, способности более четкого выполнения требований и заданий и отсутствия попыток форсировать обучение. Девушки очень хорошо обучаются, поэтому такие разделения, как «женская мотошкола», «мужская мотошкола», мы не применяем. Более того, скажу, что трюковой езде (англ. stuntriding) в нашей мотошколе тоже обучаются как парни, так и девушки.

- Что нужно для того, чтобы начать заниматься экстремальной ездой? Я хочу начать заниматься стантрайдингом, что мне для этого нужно? Какой уровень езды, какие дополнительные навыки у меня должны быть?
- Перед началом обучения по этому направлению мы конечно же узнаем у желающего обучаться необходимую нам информацию, такую как стаж вождения, опыт, приблизительный накат. И если человек обладает небольшим стажем и опытом вождения, то мы предлагаем пройти в нашей мотошколе специальный курс «Безопасное вождение» и частично восполнить имеющиеся пробелы в мотообразовании. Параллельно с прохождением этого курса я начинаю включать в программу обучения элементы стантрайдинга. Занятия строятся следующим образом: двухчасовая тренировка (первый час – это разминка и навыки безопасного вождения мотоцикла, которых может не быть у обучающегося, почти у всех есть определенные пробелы в этом образовании, которые мы восполняем, второй час – это уже непосредственно занятия на мотоцикле для стантрайдинга). В общем, в стантрайтинге существуют три базовых элемента: езда на заднем колесе, езда на переднем колесе и то, что называется силовыми вращениями, т.е. букс заднего колеса и снос. Минимальными навыками подобной езды полезно обладать любому мотоциклисту потому, что, например, умение ездить на заднем колесе помогает, скажем, в экстренных ситуациях. Условно, проехал автомобиль, и вдруг перед собой вы видите открытый люк, в этой ситуации успеть затормозить времени нет, объехать его тоже не представляется возможным, но если резко открыть газ, чтобы поднять переднее колесо, встав на заднее, и перепрыгнуть его – то аварийной ситуации удастся избежать. Это на самом деле очень полезный на практике навык. Умение хоть как-то останавливаться и поднимать заднюю часть мотоцикла, то есть, проезжать хотя бы два-три метра на переднем колесе дает колоссальный навык чувства переднего тормоза, что тоже собственно является важной составляющей безопасного вождения. Блокировки заднего колеса, сноса заднего колеса рано или поздно происходят со всеми, например, на мокрой дороге, и понимать как себя ведет мотоцикл и адекватно среагировать и помогут вам эти навыки, которые срабатывают с точки зрения полезности. «Курс экстремального вождения», который вы можете увидеть на нашем сайте – это еще не stuntriding, это - введение в stuntriding, некоторые из его элементов, направленные именно на обучение безопасному вождению.

- На какой мототехнике будет производиться обучение в школе?
- В нашей мотошколе обучение на базовом курсе проходит на мотоцикле объемом 125 см3. На продвинутом курсе обучение производится в зависимости от целей обучающегося, и от того на какой технике после завершения курсов он собирается ездить. Если он собирается ездить на чоппере, то обучение производится на мотоцикле объемом 650 см3, если человек собирается ездить на классическом или спортивном мотоцикле, то ему в зависимости от его выбора предлагается техника объемом двигателя 400 см3, 500 см3, 600 см3 и 1000 см3. Если говорить о моделях 125 см3 – это Yamaha YBR. 650 см3 – это Yamaha Drag Star. Классический мотоцикл – это Honda CB400 и Honda CB500, спортивные – Honda CB600F4 и Honda CBR954RR.

- Какая экипировка выдается на время обучения в Вашей мотошколе и какую мотоэкипировку вы советуете на дороге?
- В мотошколе мы выдаем точно такую же мотоэкипировку, которую мы рекомендуем для использования в дальнейшем. Если перечислять, то это спортбайковские ботинки, наколенники, куртки с защитой или черепахи, а также шлемы и перчатки. Также хочу отметить. Что для прошедших обучение в мотошколе «Мастер» в различных магазинах города существуют скидки на приобретение мотоэкипировки.

- Выдается ли мне по окончанию обучения какой-либо сертификат, подтверждающий, что я действительно прошел обучение в мотошколе Андрея Кузьмина.
- Да, Вы получите сертификат, подтверждающий прохождение мотокурсов в мотошколе «Мастер» Андрея Кузьмина.

- Я хотел бы улучшить свои навыки вождения мотоцикла, но при этом обучение хотел бы производить на своем мотоцикле. Может ли мне быть предоставлена такая возможность?
- Для начала с Вами мы проведем тестово-вводное занятие, разберем все элементы в обучении, которых Вам не хватает на мотоциклах мотошколы, а затем если будет желание проходить курс именно на своей мототехнике, то мы сможем предоставить Вам такую возможность. Не могу не отметить, что в нашу мотошколу часто приходят обучаться люди, которые откатали в городе уже 4-5 лет, и они понимают, уже имея свой багаж, насколько им важно восполнить те умения, которых им на данный момент не хватает. И, глядя на процесс обучения уже сквозь призму своего опыта, сквозь призму тех умений и навыков, которые у них уже есть, они видят в нем еще большую ценность даже, чем те люди, которые начинают обучаться с нуля. Это сказывается даже на количестве повторений. Ведь не секрет, что есть ученики, которые стремятся пройти курс обучения как можно скорее, в то время как ученики, уже имеющие опыт городской езды на мотоцикле, стараются как можно идеальнее отточить каждый элемент потому, что у них уже есть определенное понимание того, в какой степени они хотят овладеть им.

- У вас в мотошколе существует курс «Эндуро». Где производится обучение по этому курсу?
- Некоторые элементы эндуро триала могут проводиться, как на открытой площадке, так и в зимней мотошколе, в закрытом, теплом помещении, где мы можем обеспечить минимальный необходимый набор препятствий. В летнее время проводится выезд на специальные площадки за город.

- На Ваш взгляд, можно ли на кроссовом мотоцикле ездить в городе? Просто очень часто в последнее время сталкиваюсь с таким явлением.
- Смотрите, не знаю, отличаете ли Вы кроссовый мотоцикл от мототехники класса «супермото»? Поясню. У спортбайка размер колес – 17 дюймов, у кроссового мотоцикла размер колес 18 сзади, 21 дюйм спереди, плюс шипованная резина. Есть класс мотоциклов «супермото», в последнее время они становятся достаточно модными. Представляют собой они кроссовый мотоцикл на гладких колесах 17-дюймового размера. Мотоциклы легкие, быстрые, резвые для поездки по городу, на них можно достаточно просто съехать на грунт, перескочить поребрик и многое другое. Так что возможно, задавая вопрос про кроссовый мотоцикл, Вы на самом деле подразумевали мотоцикл класса «супермото».

- Сколько часов нужно на обучение новичку в Вашей мотошколе?
- Новичкам в нашей мотошколе дается два курса «базовый» и «продвинутый», каждый продолжительностью в шесть часов. Если я как тренер вижу, что человеку недостаточно «базового курса», я не отправляю его на «продвинутый курс», на свое усмотрение мы берем несколько дополнительных занятий в рамках «базового курса».  Потому как давать информацию с «продвинутого курса», если мы еще не откатали «базовый» - смысла никакого нет. Все зависит от обучаемости ученика, иногда программу одного занятия мы вынуждены откатывать за два занятия потому, что именно таким образом они точно смогут усвоить все составляющие этой программы. В данном случае повторение – мать учения. Естественно в зависимости от потребностей учеников мы практикуем индивидуальный подход, и какие-то элементы оттачиваем дольше, чем их запланированное изучение по программе. Также отмечу, что у нас существует бонусная система. Это не скидки. После окончания двухчасового занятия, если такая возможность существует и у тренера и у ученика, то определенное количество времени обучающийся может накатывать в самостоятельном режиме совершенно бесплатно.

- Дается ли теория в Вашей мотошколе и как я могу получить с Вашей помощью права категории А?

- Теория в нашей мотошколе раньше не преподавалась, да и сейчас мы стараемся не делать на нее лишнего акцента. А на вопрос: "Где я могу получить права категории «А»?", мы объяснив человеку необходимые бюррократические процедуры, отправляли его на Шоссе Революции, где права, собственно, и выдаются. На категорию «А» раньше шла самоподготовка. При условии, что у Вас уже есть категория «В» особых сложностей не возникало, тем более теория сдается по билетам категории «В».

Теперь же с 5 ноября 2013 года ситуация изменилась, самоподготовка ушла в прошлое, и чтобы получить права категории "А", необходимо провести соответствующее обучении в лицензированной мотошколе (к которым наша школа относится), получить соответствующий сертификат о прохождении обучения. Затем с этим сертификатом из мотошколы Вы отправляетесь на сдачу экзамена в ГИБДД, по адресу Шоссе Революции д. 85, и там уже успешно пройти все экзаменационные испытания. Немаловажным плюсом этих нововведений является возможность сдачи экзаменов на категорию А на мотоцикле школы, на котором Вы и проходили обучение.

Практике для сдачи экзамена посвящен отдельный раздел на нашем сайте, с которым я Вам советую ознакомиться, вот ссылка на него http://master-moto-school.ru/get-rights-a.html. Если говорить об основных упражнениях, которые входят в практическую часть экзамена, то все они разбираются нами в рамках курса «Сдача на права категории А». Эти упражнения включают в себя:

"Габаритный коридор"

"Габаритный полукруг"

"Разгон - торможение"

"Змейка"

"Колейная доска"

"Управление на малой скорости"

"Габаритная восьмёрка"


- Вопрос от новичка. Какие упражнения разбираются на первом занятии в Вашей мотошколе?
- По окончанию первого занятия новичок должен самостоятельно уметь трогаться, останавливаться, переключать хотя бы «первая-вторая», «вторая-первая» передачи, тормозить, разворачиваться и проезжать змейку. Это минимальный набор навыков, которые ученик получает на первом занятии в мотошколе «Мастер». Наш принцип заключается в том, что человек с первого занятия уже должен уходить с чувством того, что он уже «едет» на мотоцикле. У 9 из 10 человек это получается.

- В чем основное отличие в обучении в летней мотошколе и в зимней мотошколе?
- Отличий практически нет. Уровень подготовки, что летом, что зимой одинаково высок и, собственно говоря, идентичен. Небольшой нюанс заключается только в том, что на зимней площадке мы немного ограничены в габаритах, и технику прохождения больших поворотов мы не можем «прокатать» на большой скорости, как это проходит на летней площадке. В этом и заключается единственное отличие. Езда на больших мотоциклах, также информация, которая дается на обучении на летней площадке, все это остается и в зимней мотошколе. Площадь зимней мотошколы «Мастер» составляет 2500 м2.

- Хотел бы задать вопрос по стантрайдингу. Со скольки кубов стоит начинать обучение? Какой должен быть мой первый мотоцикл?
- Для начала занятий стантрайдингом, чтобы в дальнейшем обучающийся "не прыгал" с техники на технику, не искал замену одного мотоцикла другому, мы рекомендуем начинать заниматься стантрайдингом на технике объемом 200 или 250 см3, то есть это должен быть одноцилиндровый мотоцикл, например, класса "легкий эндуро". Так же подойдет Yamaha tricker 250. Для прохождения дальнейшего поступенчатого обучения можно будет взять уже следующий мотоцикл, например, объемом 500 м3, и здесь можно порекомендовать Honda CB 500 - мотоцикл с очень хорошими тяговыми характеристиками. В принципе, после достижения необходимого уровня на "маленьком" мотоцикле наши ученики пересаживаются на мотоциклы с большим объемом без каких-либо сложностей.

- На каких мотоциклах вы советуете заниматься стантрайдингом?
- Два самых популярных мотоцикла для стантрайдинга - это Honda CBR F4 и Kawasaki 636. У Kawasaki, прежде всего, пользуются популярностью мотоциклы данной модели 2003-2004 годов, у Honda инжекторные модели 2001-2006 годов выпуска. Вместе с тем, несмотря на огромную популярность моделей Kawasaki среди стантрайдеров во всем мире, обучение на данной марке мотоциклов всё же не рекомендуется новичкам. Одна из причин - это слабые рамы (вот почему многие спортсмены-стантрайдеры переходят на самодельные, тюнинговые рамы). Если же говорить о начинающих, то им бы я рекомендовал Yamaha XJ 250/ Yamaha XT 250. Также из нового мне понравился KTM Duke 200 - очень интересный мотоцикл, легкий в управлении, удобный для тюнинга. На нем можно освоить кроме силовых вращений, букса и дрифтов практически всю технику "заднего колеса" и езду на "переднем колесе".

- Советуете ли вы с самого начала обучения стантрайдингу проводить тюнинг собственных мотоциклов?
- Однозначно "да"! Мотоцикл нужно сразу же переделывать. Во-первых, нужно защитить его от падений, поставив защитные дуги для того, чтобы обезопасить мотор, а в том, что мотоцикл будет падать - не сомневайтесь. Во-вторых, замена рычага сцепления, с целью его облегчения, так как в стантрайдинге нужно уметь пользовать сцеплением с помощью одного пальца. Соответственно, дальше идет изменение передаточных отношений, увеличенная задняя "звезда" и усиленные, более мощные тормоза. В принципе, весь этот тюнинг для учебных мотоциклов малой кубатуры можно осуществить на уровне собственных "переделок", для "взрослых" же мотоциклов весь подобный тюнинг можно купить. Конечно, в зависимости от кубатуры изменения для мотоциклов различные, так например, для больших мотоциклов нужны более мощные тормоза и т.д. Если говорить про опытных райдеров, то степень владения мотоциклом, стиль, в котором он собирается кататься - все это откладывает определенные отпечатки на размер "звезды" и на размер тормозов. Так называемый, "модный stuntriding", который сейчас популярен в мире - он достаточно "прыгучий", подходящий прежде всего молодым и выносливым райдерам, которые могут за короткий промежуток времени исполнять необходимое количество подобных элементов "jump-style". И вот эти прыжковые трюки, с быстрой сменой положений на мотоцикле, не требуют быстрой езды, поэтому такие мотоциклы оборудуют очень мощными тормозами и ставят большие "звёзды". Для "классического" и более динамичного стантрайдинга уже не подходят огромные "звёзды" и мега мощные тормоза, иначе это идет в ущерб динамике и скорости движения. Но, так или иначе, общая схема ясна, и, если у наших учеников будут возникать вопросы, связанные с тюнингом мотоцикла, то необходимые советы и консультации мы им дадим.

- Вопрос по курсу Stuntriding. В рамках данного мотокурса в мотошколе "Мастер" какие этапы обучения предполагаются, какие навыки даются? Он единый для всех или предполагает различия в обучении при разной подготовке учеников?
- В нашей мотошколе курс Stuntriding, прежде всего, предполагает постановку необходимой базы, умений ездить на заднем, на переднем колесе. Если райдер этого хочет - то проходит обучение дрифту и буксу. А дальше мы подводим учеников к самостоятельному развитию, потому что ему будет необходим определенный объем часов наката. После этого обучение идет скорее в консультативной форме, стантрайдер записывается не на курс, а индивидуальное занятие, чтобы в отведенное время отработать с мотоинструктором интересующие его упражнения и задать необходимые вопросы. Нужно отработать какой-то трюк - отрабатываем то количество часов, которое понадобится для того, чтобы наш ученик обучился ему, при необходимости также подводим его к комплексу упражнений, которые он должен изучить, чтобы выполнить данный трюк.

- На какой площадке вы рекомендуете отрабатывать трюки по стантрайдингу? Она должна чем-то отличаться в плане покрытия и т.д. от обычных мотоплощадок?
- Нет, она абсолютно ничем не должна отличаться от других площадок. Вам просто понадобится "кусок" чистого прямого асфальта.

- Я бы хотел отдельно обучиться езде на чоппере. На каком мотоцикле производятся занятия в вашей мотошколе?
- Обучение, прежде всего, производится на Kawasaki Voulcan 900. Это большой полноразмерный чоппер. Есть конечно чопперы меньшей кубатуры - 400, 600 или 650 см3. Также мы производим обучение на мотоциклах Harley Davidson. База обучения на всех мотоциклах абсолютно одинаковая. Есть ограничения только по лимиту угла наклона, в силу того, что у чопперов достаточно маленький клиренс (то есть расстояние от асфальта до подножек), поэтому их нельзя сильно наклонять. Как раз учитывая этот фактор, эти мотоциклы и нужно пилотировать. С точки зрения особенностей стиля, есть чопперы (по геометрии) со слишком большим углом наклона рулевой колонки, в результате чего на малых скоростях им достаточно сложно управлять. А остальное нюансы. Если у вас стоит вопрос приобретения чоппера и дальнейшего обучения на нем, то как таковых ограничений нет. Конечно, для начала я бы не рекомендовал дорогие, эксклюзивные "кастомы", потому что если вы еще неопытный мотолюбитель, то нельзя исключать и падения на мотоцикле, которые встанут вам достаточно дорого в плане ремонта мототехники. Плюс помните, что многое зависит и от конституции вашего тела. Если у вас небольшой рост, то я бы не рекомендовал вам в первый год покупать чоппера объемом свыше полутора литров. На больших чопперах есть определенные пропорции расположения руля, сидения и подножек, поэтому с точки зрения практического пилотирования на начальном уровне вы можете в статике просто ронять мотоцикл. И новичков в стоячем положении как раз достаточно распространены ошибки, способные привести к тому, что вы просто можете уронить мотоцикл. А так чопперы достаточно демократичные мотоциклы, поэтом про какие-то ограничения при выборе, я бы все-таки не вел разговор.

- В вашей детской мотошколе обучение проводится на питбайках?
Начнем с определения питбайка. По сути, питбайк - это разновидность мотоциклов на небольших колесах с различными видами маленьких моторов. Для детской же мотошколы используется специальная мототехника. Да, есть питбайки, ориентированные на детей, но не попадайтесь на распространенное заблуждение о том, что "все питбайки только для детей". Питбайки достаточно простые и легкие в управлении, их часто используют как тренировочные снаряды и взрослые. На нем можно осваивать различные элементы внедорожной езды, эндуро и кросса, а на шоссейной резине может производиться и обучение стантрайдингу.

- У так называемых "детских" мотоциклов есть определенный возраст посадки. Со скольки лет можно садить ребенка на "взрослый" мотоцикл?
- Зависит это, прежде всего, не от возраста, а от габаритов ребенка. В нашей мотошколе мы сажаем на их первый мотоцикл детей от 5 лет. К 8-9 годам, в зависимости от роста ребенка, этот мотоцикл может быть ему уже мал. Поэтому, когда ребенок вырастает из своего первого мотоцикла, мы переводим его на следующую модель детских мотоциклов, которые уже просто больше по размеру. Так как вопрос сугубо индивидуальный и зависит от конституции ребенка, вы можете проконсультироваться по нему у наших мотоинструкторов в детской мотошколе, и они дадут необходимые рекомендации.

- Если в дальнейшем после качественного обучения вождению мотоцикла мне будет интересно развиваться в мотоспорте, в частности в шоссейно-кольцевых гонках, то какие рекомендации, прежде всего, по мототехнике можно от вас получить?
- Многим совет покажется странным, но если у человека есть большие амбиции в этом направлении, то я рекомендовал бы ему профессионально обучиться езде на миниото. МиниМото представляет из себя маленький мотоцикл с объемом двигателя от 50 до 70 м3, с очень небольшими по диаметру колесами, но способный разгоняться до скорости в 110-120 км/ч. Такие мотоциклы отлично выдерживают нагрузку до 100 кг. Да, у них ужасно неудобная посадка, но по опыту могу сказать, что у меня в учениках было достаточное количество призеров различных соревнований по минимото, которые при переходе в шоссейно-кольцевые гонки показывали просто фантастические результаты. Прежде всего, это происходило благодаря тому, что они получили хорошую базу, школу на минимото именно в плане развесовки, баланса, понимания траектории и выстраивания траектории поворотов. На мой взгляд, техника прохождения поворотов потрясающе оттачивается именно на минимото. Ну, и не забывайте, что для того, чтобы показать хороший результат нужно начинать заниматься с юного возраста. Так, зарубежом, обучение детей шоссейно-кольцевым гонкам ведется уже, начиная с 3-4х летнего возраста. Чем раньше вы начнете, тем больше есть вероятность добиться каких-то значимых результатов. Если ребенок приходит в профессиональную мотошколу, то конечно ему проще постепенно, увеличивая кубатуру, отточить свои технические навыки для профессиональных соревнований, нежели, чем не имеющему достаточного опыта взрослому мотолюбителю.

- Нужен ли свой мотоцикл при обучении в мотошколе? Проще ли изначально начать обучаться на своем мотоцикле, а не на мотоциклах школы?
- Свой мотоцикл абсолютно не обязателен. Более того, в нашей мотошколе представляется широкий выбор мототехники для обучения, как по стилистике, так и по кубатуре. А по окончании «Продвинутого курса обучения» вы можете взять дополнительные часы обучения на своем мотоцикле, чтобы отработать необходимые вам нюансы.

- По каким параметрам вы советуете выбирать мотоцикл для себя? На что стоит обращать внимание, чтобы не ошибиться в выборе?
- В первую очередь, конечно, вам нужно определиться со стилем мотоцикла. В каком классе вы хотите выбрать мотоцикл: чоппер, спортбайк или, например, эндуро. И уже, исходя из этого, я могу порекомендовать конкретную кубатуру мотоцикла для вас или определенную модель. Конечно, есть мотоциклы, которые я не рекомендую покупать категорически ученикам на первый год. В частности, я не рекомендую покупать новые спортбайки 1000 м3. Для новичков это будет переизбытком мощности, а мотоцикл требует все-таки определенного наката. Так, на второй год обучения можно покупать практически любой мотоцикл, при условии того, что человек не ленился, а накатал необходимую норму по часам. Но, вместе с тем, если ученик накатал, условно говоря, 10 000 км. уже в первый год, то с моей стороны он не получит подобных ограничительных рекомендаций.

- В эндуро я новичок, поэтому, поясните мне, пожалуйста, чем отличается софт эндуро от хард эндуро?
- Действительно, есть такое понятие, как хард эндуро. Подразумевает под собой он «жесткий» эндуро, ориентированный на прохождение на больших скоростях различных сложных участков внедорожной трассы. С точки зрения мототехники существуют универсальные эндуро (так называемые, софт эндуро), спортивные эндуро (это и есть хард эндуро) и кроссовые мотоциклы. Если вопрос про них, и у вас встал вопрос выбора мототехники, то могу сказать следующее. Софт эндуро достаточно уверенно чувствуют себя как на асфальтовой трассе, так и на бездорожье. К спорту они не имеют практически никакого отношения и скоростное преодоление препятсвий – это не для них. Но, вместе с тем, проходимость у них отличная. Хард эндуро и кроссовые мотоциклы очень схожи. Очень часто первые даже разрабатываются на базе вторых. Они, во-первых, намного мощнее универсальных эндуро, во-вторых, легче, в-третьих, предназначены все-таки для езды по бездорожью. На асфальте их резина быстро съедается.

- Если я умею ездить на мотороллере, смогу ли в короткий срок научиться ездить на мотоцикле? Есть ли глобальные отличия в технике езды?
- Техника обучения на мотоциклах, мопедах, мотороллерах немного отличается. Мотороллер и мопед – это, в принципе, мотоциклы, но с автоматической коробкой передач. А это уже отличия по вопросу трогания и торможения. Скажем, на мопедах нет ножных тормозов, то есть ученику нужно научить «работать» левую руку, как на мотоцикле правую ногу. И конечно в силу размерности колес, на мопедах они маленькие, есть определенные отличия. Соответственно, мотороллер немного «вертляв», вес на переднее колесо не такой большой, в частности, потому что компоновка мотора идет сзади. Тем не менее, и тут и там техника прохождения поворотов на 80% одинаковая. Никто не отменял того, что передний тормоз при торможении основной, что при малых радиусах наклон мотоцикла идет внутрь круга и т.д.

- Если я прошел в свое время курс обучения на скутере в мотошколе, насколько проще мне будет пройти курс обучения на эндуро? Нужно ли будет чему-то переучиваться?
- Скорее, не переучиваться, а доучиваться. Если человек изначально умеет ездить на мопеде, то у него есть понимание ручки газа, понимание переднего тормоза, понимание общей техники управления двухколесным транспортным средством. Поэтому вашу технику нужно будет немного откорректировать и доучить определенным навыкам, которые необходимы будут вам в эндуро.

- Отличается ли мотоэкипировка для станта от обычной? Если отличается, то чем?
Некоторые отличия есть. Отличается, например, перчатками. Для стантрайдинга предпочтительны легкие кроссовые перчатки, в которых руки меньше потеют и не нужно прикладывать усилия для того, чтобы сжимать твердую перчатку с мощной защитой. Не очень удобно ездить в спортбайковских куртках, которые стянуты немного вперед с целью того, чтобы на спортбайке была лучше эргономическая посадка, в целом, одежда должна быть свободной. А по обуви есть некоторые нюансы, но в принципе, обычные спортбайковские ботинки подойдут, если над ними произвести небольшие изменения. Эти рекомендации по «тюнингу» мы также даем нашим ученикам.